Предисловие Несмотря на более чем пятидесятилетнее существование компьютер- ной отрасли, многие компании — разработчики программного обеспе- чения по-прежнему прикладывают значительные усилия для сбора документирования требований к ПО, а также управления ими. Недоста- точный объем информации, поступающей от пользователей, требова- ния, сформулированные не полностью, их кардинальное изменение — вот основные причины, из-за которых зачастую командам, работающим в области информационных технологий, не удается вовремя и рамках бюджета клиентам всю запланированную Многие разработчики не умеют спокойно и профессио нально собирать требования пользователей к ПО. У клиентов зачастую не хватает терпения участвовать в разработке требований к ПО, или они норовят передать свои пожелания через совершенно неподходя щих для этого дела людей. Иногда участники проекта даже не могут прийти к единому мнению, что же такое «требование». Как заметил один писатель, «программисты скорее предпочтут расшифровать слова классической песни Кингсмена (Kingsmen) «Louie Louie», чем требо- вания клиентов. Разработка ПО включает по крайней мере столько же общения сколько и обычная работа с компьютером, но зачастую мы делаем ак цент на работе с компьютером и не уделяем достаточно вниманя общению. В этой книге описаны дюжины способов, позволяющих реа- лизовать это общение и помогающих разработчикам ПО, менеджерам, маркетологам и клиентам использовать на практике эффективные методы формулирования требований к ПО. Настоящее издание допол- нено новыми главами, посвященными роли аналитика требований, важности бизнес-правил, а также рассказом о том, как формулирова- ние требований важно для проектов по обслуживанию, для комплекс- ных решений, для извлечения данных из внешних источников и новых проектов. Во многочисленных врезках я привожу реальные иллюстрирующие типичные ситуации, возникающие при формулиро- вании требований. В книге описаны основные «отличные способы» формулирования требований, а не экзотичные или тщательно разработанные методоло- гии, обещающие решить все проблемы, возникающие при формули- ровании требований. С тех пор, как в 1999 г. вышло первое издание этой книги, я провел свыше 100 семинаров, посвященных формулиро- ванию требований к для сотрудников коммерческих и правитель- ственных организаций всех толков. Я понял, что эти способы годятся практически для любого проекта, включая развертываемые частями, маленькие проекты и крупномасштабные гиганты, а также те, что раз- рабатываются «с нуля», и проекты по обслуживанию. Кроме того, эти способы не ограничиваются только областью разработки ПО, и вполне годятся для проектирования оборудования и систем. Как и в случае с любыми другими способами разработки ПО, чтобы понять, какие из способов формулирования требований подходят вам более всего, следует руководствоваться здравым смыслом и опираться на собст- венный опыт. Что дает эта книга Из всех возможных способов совершенствования процесса разработ- ки ПО наибольшее преимущество за формулированием требований. Я уделяю особое внимание описанию проверенных на практике спосо- бов, которые помогут вам: 1 повысить качество требований к проекту на ранней стадии цикла что позволит снизить число доработок и повысить про- изводительность; 1 соблюдать расписание, контролируя область действия и требований; I снизить затраты на обслуживание и поддержку. Моя цель — помочь вам усовершенствовать процессы сбора и ана- лиза требований, написания и оценки спецификаций, определяющих
требования, а также процессы управления требованиями на протяже- нии всего цикла разработки продукта. вы на самом деле ста- нете применять усовершенствованные способы, а не просто прочтете о них. Изучить новые способы легко; значительно труднее изменить привычку людей работать так, а не иначе. Кому предназначена эта книга Она для тех, кто так или иначе вовлечен в сбор и формулирование бований к программному продукту. Основная аналитики требований и разработчики продукта независимо от того, работают они полный день или привлекаются к проекту время от времени. широкий круг читателей — дизайнеры, программисты, тестеры ПО и другие члены команды, задача которых понять и удовлетворить клиентов, а также маркетологи и менеджеры по продуктам, должны проникнуться «духом» и особенностями чтобы сде лать его в полной мере конкурентоспособным. Менеджеры отвечающие за своевременный выпуск, также найдут здесь для себя немало интересного: они узнают, как управлять показателями, связанными с требованиями к проекту, а также реагировать на изменение этих требований. Еще один сегмент аудитории — клиенты, которые жаждут высказать свои пожелания о создаваемом продукте. Настоящая книга поможет им понять роль процесса формулирования ваний и их место в этом процессе.
|